Мало кто помнит, что от алфавита до осмысленных предложений долгий путь. И научившись списывать буквы, это еще не сочинять стихи. Без личной вовлечённости стих и танцевальный диалог не случатся.
А про «личность» в парных танцах обычно молчок. Или на уровне «да расслабься».
Упрощенно, личность - это все «содержимое» человека и его само-отношение в контейнере-границах.
Границы помогают обмениваться с внешним миром, адекватно реагировать и удовлетворительно приспосабливаться. Внутри же границ содержится вся история человека, его желания, страхи, эмоции, ценности и стремления.
И радость от парного танца не в технике-фигурах, а вдруг в сложившейся встрече, возникшей спонтанности, сонастройке и согласованности.
- На физиологическом языке - это про чувствительность к обратной связи и быстрой коррекции плана действий.
- На психоаналитическом языке - это про тестирование реальности, отличие реального внешнего мира от своих фантазий/желаний/страхов и четкое считывание реакций других людей.
Например, замечали, когда у вас не получается куда-то пойти, а партнер все равно пытается нагнуть именно в эту сторону?
Или когда вы «угадали», «додумали» движение, а потом замешкавшись осознали, что партнер уже ведет в другую сторону?
Такие «затыки» и случаются на «затвердевших» границах, показывающих, что дальше нельзя, реальность изменилась и нужно самим уже меняться. Не гнуть насильно свою линию, не упираться лбом в границу, а найти со-прикосновение и совместное направление.
Я часто слышу про желаемое «слияние» в танце.
Когда ко мне подходит так «сливаться» мало знакомый мужчина, то это вызывает отвращение. Не потому что я «ханжа», а потому что согласованность и спонтанность - это процесс обоюдного разглядывания, настройки и интереса: друг к другу, к танцу, к сейчас. И мое соглашение потанцевать вместе - это значит «познакомиться», «рассмотреть» друг друга, а не сливаться в единую кашу рук/ног под общее биение сердца.
Поэтому мне больше нравится не слово «слияние», а «вовлеченность».
В психоанализе выделяют 2 типа границ:
- Внутренние - чувствительность к своим эмоциям, желаниям, бессознательным процессам.
- Внешние - возможность четко различать психическое и реальное.
Эти два типа границ я вижу как два фокуса внимания в танце:
- Что происходит внутри меня? Чего я на самом деле хочу? Куда меня движет?
- Что происходит между нами?
Так у меня получается вовлекаться и быть собой рядом с другими.